Родительское собрание   1 класс

Возрастные особенности развития дошкольника и первоклассника

Никто не будет спорить, что любой человек на Землю приходит со своей программой, предназначением. В то же время учёные, медики, психологи, астрологи говорят о том, что уникальная  жизнь человека целиком и полностью зависит от влияния законов природы.
Мы поговорим о  возрастных закономерностях развития человека, которые помогут нам разобраться в  особенностях поведения наших детей.
Весь жизненный цикл  человека можно представить в виде спирали, каждый виток её представляет 28 летний подцикл разбитый на 4 семилетия. В каждое семилетие человек нарабатывает жизненный опыт который служит отправной ступенькой для дальнейшего его развития.


Нас с вами интересует 1 подцикл от 0 до 28 лет, когда происходит формирование индивидуального стиля жизни .  А точнее период  до 8 лет.



Итак, в  период  от 0 до 7 лет  идет активное физиологическое развитие ребёнка, т.н.  формопостроение.  Наряду с простыми действиями, ребёнок учится полностью обслуживать себя, правильно питаться, вести здоровый образ жизни. В этом возрасте ребёнок перенимает модель семьи, учится согласовывать свои действия и желания, также готовится к школе, где главным является сформулировать мотивацию к учению.

Рассмотрим подробнее каждый год жизни ребёнка для того, чтобы отметить самые важные жизненные навыки, которые должны сформироваться у малыша.
0-1 год – ребёнок учиться владеть своим телом.
0т 1 до 2 лет – ребёнок вступает в общение с игрушками и окружающими людьми. Для него важна добрая эмоциональная атмосфера, иначе малыш становится зажатым, а желаемое добивается через истерики.
От 2 до 3 лет- в этот год малыш начинает активно говорить. Именно с этого возраста и до 5 лет дети хорошо усваивают языки. Чтобы речь ребёнка была правильной с хорошей дикцией не надо с ним сюсюкаться и лепетать.
От 3 до 4 лет – ребёнок начинает проявлять самостоятельность «Я сам». Не упустить эту возможность сформировать основные навыки самообслуживания. Именно в это время закладываются основы самостоятельности и ответственности будущего человека.
От 4 до 5 лет – период развития фантазии ребёнка. Это выдуманный мир ребёнка.

От 5 до 6 лет – основной вид деятельности сюжетно - ролевая игра. Формируется образ семьи, который строится на примере родителей. Т. о. у ребёнка закладываются основы построения отношений в коллективе, обществе, формируются принципы поведения. 

На русском флоте был такой принцип: при обсуждении сложной ситуации выслушивали мнения всех членов экипажа, начиная с юнги. А вдруг юнга предложит что-то дельное. Слова адмирала никто не осмелиться оспаривать. А к предложению юнги каждый может внести свои коррективы, и когда очередь дойдёт до адмирала, это будет уже его решение, т. е. вышестоящего по званию. Иерархия соблюдена и все предложения услышаны.
Иерархия – это не указание, это не командное слово. Иерархия – это согласование всех интересов. И если мы начинаем с меньшей системы и ведём согласование поэтапно к тому уровню, который нам нужен, то всё равно решение принимает тот, кто выше, но с учётом всех остальных. А люди чувствуют свою сопричастность.
Если упустить момент формирования иерархии в отношениях, потом очень трудно изменить, начинаются искажения в семье:
- Я не буду слушать маму, мама для меня не авторитет, папа вообще не понятно кто, потому что мама сказала своё веское слово и все его приняли, или наоборот. Потом я не понимаю жену, или мужа, не принимаю тёщу или свекровь и т. д.
6 -7 лет . В шесть лет отдавать ребёнка в школу нет смысла, т. к. не закончен цикл. В этот период надо формировать очень хорошую мотивацию к следующему этапу. А следующий этап для ребёнка – школа. И насколько хорошо ребёнок будет учиться в школе, зависит от того, какие цели будут заложены в 6 лет, как хорошо его смотивируют к школе. Основная проблема школьников в том, что они не хотят учиться. Потому что не была заложена мотивация.

Возрастной период с 7 до 14 лет.
Это, так называемая, стадия взаимодействия.

В это время ребёнок учится общению с окружающим миром. Это не только окружающая природа, родные и близкие люди. В это время ребёнок начинает активное общение со сверстниками в коллективах (дружеских, школьных, по интересам). Именно в этот период ребёнок должен научиться сопереживать, помогать другим.
7- 8 лет. Самое сложное в этом возрасте наладить контакты в новом коллективе, т. е. предложить свою дружбу, принять правила коллектива, показать себя и принять другого. Ребёнок должен научиться выполнять определённые требования, а чуть позже  уметь нести ответственность за свои поступки или нарушение установленных в коллективе правил.

До 7 лет Вы можете влиять на выбор ребёнка товарища, друга, с кем он будет играть, общаться. После 7 лет это указание, совет может не сработать, или же, если родители настаивают на своём выборе друзей для ребёнка, то мешают ему пройти следующую стадию развития.
По исследованию психологов, у детей к 7 годам самая высокая самооценка. Но к концу 1 класса она очень падает, потому что дети входят в новый коллектив и новые коллективные формы отношений.

8-9 лет. Ребёнок проецирует отношения в семье на отношения со сверстниками. (пример отношений родителей между собой, с друзьями и родственниками, просто отношение родителей к жизненным обстоятельствам). Также в этом возрасте формируются отношения мальчиков и девочек. Непонимание происходит от того, что мальчики и девочки реагируют на одну и ту же ситуацию по-разному, мальчики сильнее девочек, более подвижны. В этом возрасте и позже очень важно научить ребёнка взаимодействию с окружающим миром через общение, разные виды активной и познавательной деятельности в коллективе (секции, кружки, общие праздники, походы, экскурсии и т. д.)

Т. о. мы видим, какая ответственность у родителей перед собственным ребёнком. Ведь, если эти умения и навыки не сформированы, то ребёнок опаздывает в своём развитии и на следующем возрастном этапе у него будет гораздо больше жизненных трудностей.



Комментариев нет: